Сотруднику, которого фирма отправляет в зарубежную командировку, выплачивают гарантированную сумму среднего заработка за все время поездки. Эти выплаты, производимые российской организацией, не рассматриваются как вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за рубежом. Напротив, они относятся к доходам от источников в России. А, значит, перечисляемые средства, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 процентов.
Однако, если трудовой договор предусматривает нахождение рабочего места сотрудника в иностранном государстве, поездка для выполнения корпоративных обязанностей не будет требовать оформления командировки. Следовательно вознаграждение за выполнение работы будет относиться к доходам от источников за пределами РФ. А они, в свою очередь, не являются объектом обложения НДФЛ в России.
Письмо Минфина
О нюансах расчета НДФЛ доходов работника, отправленного за границу в служебную командировку, разъяснено в письме Минфина России от 09 февраля 2015 № 03-04-05/5273.
Работодатель оформил трудовую деятельность специалиста на территории иностранного государства как командировку. Однако финансисты такой статус сотрудника проигнорировали. В письме разъясняется: если место службы работника находится в иностранном государстве, то его поездка для выполнения трудовых обязанностей не требует оформления командировки.
Такая точка зрения чиновников объясняется не только длительностью пребывания за рубежом (в данном случае речь идет о 13 месяцах). Дело еще и в том, что сотрудник задействован в реализации межгосударственной программы военного сотрудничества. Как видно, речь не идет о выполнении разового задания работодателя, а по сути постоянном труде. Все дело в том, что служебная командировка подразумевает поездку на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной занятости (ст. 166 ТК РФ). Срок командировки законодательством не ограничен. Но, в отличие от трудовой функции, служебное поручение всегда имеет характер конкретного предписания, оно подразумевает выполнение части трудовой функции. Если же специалист работает в полном объеме в другой местности, то у организации-работодателя возникает обособленное структурное подразделение.
Итак, выясняя, командировка ли перед нами, следует выявить ограничения трудовой функции. Если таковых не имеется, то следует вести речь о новом полноценном месте работы.
Средний заработок
Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами страны (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Понятие «вознаграждение» следует искать в трудовом законодательстве (п. 1 ст. 11 НК РФ). На основании статьи 129 Трудового кодекса оплата труда складывается из вознаграждения за работу, выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат. Компенсации – обычно подразумевает возмещение затрат, связанных с исполнением сотрудниками своих трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). В служебной же командировке работнику выплачивается средний заработок (ст. 169 ТК РФ, письмо Роструда от 05.02.2007 № 275?6?0). Но его сумма никаким образом с затратами сотрудника не соотносится (расходы командированных охарактеризованы в ст. 167 ТК РФ). Поэтому приравнивать средний заработок к компенсациям оснований нет. Это вознаграждение за труд в командировке, размер которого определяется в специальном порядке. Выплату среднего заработка законодатель относит к гарантиям, компенсацией она не поименована. Поэтому с классификацией среднего заработка, представленной в письме, автор согласиться не может.
С другой стороны, поездка в командировку – трудовая обязанность, возникшая по месту постоянной работы. Следовательно, находясь в поездке, специалист выполняет трудовые обязанности в Российской Федерации. Работы за рубежом у него нет. В итоге средний заработок командированного специалиста является вознаграждением за выполнение обязанностей в Российской Федерации, а значит – относится к доходам от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Как видно, мы пришли к тому же выводу, что и финансисты, только другим путем. А именно: средний заработок в командировке является доходом от источника в России. Спорить с Минфином по данному вопросу проблематично (п. 4 ст. 208 НК РФ). А значит, нерезидент, получающий вознаграждение в виде среднего заработка, в общем случае признается российским плательщиком.