Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Анна Раух
Рейтинг: 1

Инкассаторская история

фото: Инкассаторская история

Охрана материальных ценностей осуществлялась еще в Древней Руси. Вооружейные дружинники сопровождали купцов на торговых маршрутах, самым важным из которых был «Путь из варяг в греки», то есть в Византию. Хотя это и не была панацея, торговые люди не всегда доверяли охране, поэтому частенько зарывали выручку в приметных местах, чтобы при случае вернуться за ней. Судя по тому, что археологи до сих пор находят многочисленные клады арабских монет, которые в то время ходили в обращении в качестве денег, многие купцы так и не возвращались за своими сокровищами. А грабеж тем временем развился до невероятных масштабов. Доходило до того, что в местах изгиба рек или на островах, мимо которых про ходили водные торговые пути, основывались целые поселения, жители которых снимали с проплывающих купцов собственную «дань».

Неожиданный эффект

Монголо-татарское владычество принесло Руси много бед, однако на становление системы транспортировки ценностей оно оказало благотворный эффект. Захватчикам пришлось наладить систему дорог, по которым можно было перевозить собранную с населения дань. Через определенные промежутки на этих путях располагались постоялые дворы, где можно было переночевать, сменить лошадей или просто отдохнуть. По-татарски они назывались «ямами», от этого слова впоследствии произошло слово «ямщик». Эта система транспортировки послужила базой для организации в будущем почтовой службы, занимавшейся и доставкой некоторых ценностей. Несмотря на предосторожности, неспокойная обстановка на дорогах никуда не исчезла. Более того, теперь энтузиазм разбойников получил мощную патриотическую подпитку. В XIV веке ханам надоело терять в поездках для сбора дани собственных войнов, и они передали эту обязанность русским князьям, что послужило толчком к возвышению отдельных княжеств, а позже и объединению Руси.

Становление

С обретением независимости единства на Руси началось формирование собственного государственного аппарата: в ХV веке установилась системаприказов, заведовавших определенными отраслями государственной деятельности или территориями. Однако отдельного ведомства, отвечавшего за перевозку денег, тогда еще не было. Честь транспортировать казенное золото могда быть доверена служащему любого приказа. Самые важные посылки и денежные средства передавались с военными курьерами из Разрядного приказа, простая корреспонденция - гонцами Ямского. Нередко перемещение материальных ценностей производилось с «оказией». Уже в XVII веке ямская гоньба оганизованная, прежде всего, для нужд правительства и иностранных послов приобретала решающее значение для пересылки почтовых отправлений, именно на неевозложили ответственность за срочную перевозку "бюджетных" средств. Лицо, которому было доверено сопровождение груза, снабжалось подорожной - особой грамотой, удостоверявшей, что ее предъявитель выполняет государственное поручение, а не едет по личным делам. Что касается сбора налогов, то в это время они по-прежнему продолжали взимать в основном в натуральной форме. Поэтому неудивительно, что собранную дань невозможно было перенаправить до места назначения одной каретой, приходилось снаряжать обозы: летом из телег, зимой - саней. Обычно их сопровождал вооруженный эскорт из стрельцов, позднее из солдат, из расчета 1-2 человека на одну повозку.

Тревожные времена
Неспокойная обстановка на дорогах никуда не исчезла. Более того, теперь энтузиазм разбойников получил мощную патриотическую подпитку. В XIV веке ханам надоело терять в поездках для сбора дани собственных войнов, и они передали эту обязанность русским князьям, что послужило толчком к возвышению отдельных княжеств, а позже и объединению Руси.

В Петровское время объем транспортировок значительно возрос в связи с многочисленными военными кампаниями. Для снабжения солдат из казны выделялись значительные средства, которые распределялись в бюджеты каждого полка. Обычно эти средства перевозились на особой телеге в составе полкового обоза. Флотские деньги на время плавания помещались в специальную каюту на борту флагмана, частично распределяясь по других кораблям. А вот система транспортировки «мирных» ценностей все еще не претерпела значительных изменений. Собственно, она сохранялась на протяжении многих веков, несмотря на все перемены в отвечавших за нее ведомствах, происходивших по мере усложнения государственного аппарата. Менялся только состав сопровождения. При Петре I это были драгуны под начальством доверенного офицера. Позже им на смену пришла караульная команда, которая могла состоять из солдат любого гарнизона, ближе всего стоявшего к исходному пункту. Обязанности по охране почтовых карет были возложены и на полицейские органы. Несмотря на хорошо отлаженную систему конных перевозок, в России самой безопасной традиционно считается доставка грузов по воде на гребных и парусных судах. Если прочность не имела значения, предпочтение отдавалось именно этому способу. Такое положение дел сохранялось до широкого распространения железных дорог.

Осталось немного

Отдельные элементы государственной системы инкассации стали складываться к концу XVIII века. Как? Во-первых государство выработало схему централизованного хранения и транспортировки налогов и сборов в виде денежных средств, и распределения их в местные бюджеты. Во-вторых в оборот вошли бумажные ассигнации. В XIX веке этот процесс получил свое логическое завершение с образованием Государственного банка, которому была вменена обязанность организации движения денежной массы по стране. Его услугами мог пользоваться и частный капитал. Стоит отметить, что в дореволюционной аграрной России наличный оборот имел ярко выраженный сезонный характер, поскольку сильно зависел от сбора урожая и проведения ярмарок регионального и общероссийского масштаба. В такие моменты сильно возрастала потребность в наличных деньгах, соответственно увеличивался и объем их перевозок, которые осуществлялись в почтово-багажных вагонах железных дорог, при помощи речных судов, а так-же гужевого транспорта государственной почтовой службы. При необходимости правительство заключало договоры с частными перевозчиками. Вместе с тем, происходила обкатка системы транспортировки финансов собственными силами региональных отделений банка, при помощи особых артелей, члены которых несли солидарную ответственность за доставляемые ценности. Эта схема сохранила жизнеспособность вплоть до 1917 года. Стоит отметить, что до этого момента инкассация частных средств носила необязательный характер.

В современном виде

С 1917 по 1939 года сбор и сопровождение ценностей осуществлялись силами ЧК-ОГПУ - НКВД. С 1 августа 1939 года на основании приказа Председателя Правления Госбанка СССР был создан аппарат инкассации при Госбанке СССР. Эта служба существовала не как отдельное структурное подразделение. Она входила в состав того или другого управления; в 1939-1954 годы - Управления кассовой работы, с 1957 годы -Управления эмиссионных операций. Большие потрясения ожидали инкассаторскую службу в период Великой Отечественной воины; поскольку все дееспособные мужчины ушли на фронт, нелегкая обязанность по перемещению банкнот и монет на территории страны легла на плечи женщин. Они в полной мере оправдали оказанное им доверие, тем не менее, в мирное время их стали постепенно переводить на другую банковскую работу. Начинался этот процесс по добровольному заявлению, а после уже в обязательном порядке замужние женщины и матери стали сниматься с иногородних маршрутов. Широкий размах процесс перевода принял, начиная с лета 1946 года. После этого момента Госбанк упрочил свои позиции в качестве контролера всех денежных потоков страны и деятельность подразделении инкассации постепенно вошла в нормальную колею. С некоторыми изменениями эта система, как хорошо отлаженный механизм, отработала вплоть до 90-х. годов.

Дата публикации: 12 Июля 2013, 10:00
- + 0
еще по теме
В преддверии праздников редакция выяснила, как отмечали Рождество и Новый год в дореволюционной России в простых крестьянских семь... 0 0
19 Декабря 2014, 13:18, Лидия Полухина
Мы решили вспомнить, с чего начиналась интернет-торговля. 0 0
29 Августа 2014, 12:02, Лидия Полухина
Продолжая разговор об истории копилки, невозможно не затронуть тему технологических новинок, которые проникли и в эту сферу бытия.... 0 0
04 Июля 2014, 18:13, Лидия Полухина
© 2001—2019 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить