Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Налоговые правонарушения
Петр Овсянников
Рейтинг: 1

Неучтенная наличность

фото: Неучтенная наличность

Если компания использует в своей работе неучтенную наличность, ей необходимо позаботиться о мерах «безопасности» на случай на случай прихода сотрудников правопорядка. Мы узнали о том, какие методы защиты применяют фирмы, использующие «черную кассу»

За годы правовой анархии и процветания «черных» форм ведения бизнеса, которые были характерным признаком 90-х годов, российские предприниматели научились выстраивать многоуровневую систему защиты «конфиденциальной» информации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности своих организаций. В конце концов экономику тех лет назвали варварской и на некоторое время о ней забыли. Однако в результате кризиса, который заявил о себе довольно громко в 2008–2009 годах, многие компании, уже забывшие о «лихих 90-х», были вынуждены вернуться к «черному» обороту наличности в целях уменьшения расходов на налоги, для сохранения своих позиций на соответствующих рынках сбыта.

«Затенив» часть средств оборота с помощью различных ухищрений – то создания «обслуживающих» организаций, которые фактически контролируются самими бизнесменами, заинтересованными в их существовании, то посредством «обналички» финансов через фирмы-«помойки» и ИП, каждый из предпринимателей вспомнил о необходимости ввести правила работы с документацией, информацией и техническими ресурсами, которые не смогут выдать «теневую» сторону хозяйственной деятельности их компании.

Правда далеко не во всех, работающих с «черными» кассами компаниях думают о способах противостояния натиску правоохранительных органов, в компетенцию которых входит выявление и пресечение налоговых преступлений. Вероятно, директора таких фирм надеются на «русский авось» и предпочитают не заботиться о последствиях незаконной деятельности. Недостаточная подкованность сказывается не только в том, что улики, указывающие на существование «черной кассы», можно встретить в офисе, да и контрагенты не скрывают от всех сомнительность сделок с такой фирмой. Пофигизм и нежеление подумать о завтрашнем дне виден и в правовой безграмотности руководителей, а ведь знание норм закона помогло бы им пресечь на корню энтузиазм правоохранительных органов, которые, используя неосведомленность компаний, стараются проверить все, даже то, что нельзя. При этом наибольшую опасность для компании с «черной кассой» представляют даже не проверяющие из ИФНС, а «уполномоченные лица» из правоохранительных органов, которые без предупреждения имеют право нанести визит в организацию.

Прячься кто может

Первый этап организации защиты «теневых» компаний – определение «зон риска». Это, в частности, составление перечня структурных подразделений, а также списка технических ресурсов, которые представляют наибольшую «секретность» с точки зрения интереса проверяющих органов (в дальнейшем – «конфиденциальная информация»). К таким подразделениям в компании, как правило, относятся: бухгалтерия или финансовый департамент, коммерческие службы компании, юридический отдел и IT-служба. В данный список не случайно попала IT-служба – в современном мире огромные информационные массивы сохраняются на электронных носителях, обслуживание которых обеспечивает именно этот отдел компании.

Следующим этапом в работе над «политикой безопасности» является определение ответственных работников, которые будут «держать удар» при встрече с правоохранительными органами и обеспечивать ежедневное соблюдение условий работы с конфиденциальной информацией. Традиционно выдвигают на эту роль начальника службы безопасности компании, сотрудника юридического отдела и руководителя организации. После выполнения предыдущих этапов необходимо продумать условия взаимодействия сотрудников компании, допущенных к конфиденциальной информации, правила их поведения в случае проведения оперативно-разыскных мероприятий на территории организации, а также взять под контроль «теневые» технические ресурсы, которые определяются соответствующим Регламентом.

Корпоративный ОБЖ

Конечно, действие такого Регламента и его статус как обязательного документа носит сомнительный характер. Но он ложится в основу так называемой «разъяснительной работы», которую необходимо проводить со всеми сотрудниками фирмы в целях минимизации рисков утечки конфиденциальной информации. Основное содержание этого документа может включать следующие требования, охватывающие весь спектр указанных выше вопросов:

– оповестить сотрудников охраны о включении звукового сигнала, расположенного в каждой комнате офиса компании, оповещающего о прибытии «гостей», в момент проникновения на территорию проверяющих органов;

– осуществлять связь с представителями сторонней адвокатской организации с целью правовой поддержки компании и ключевых сотрудников в ходе действий проверяющих органов;

– предупредить IT-службу на предмет отключения или уничтожения электронных носителей конфиденциальной информации;

Руководство и бухгалтерия «серых» компаний, а также проверяющие имеют общие представления о способах и методах сокрытия теневой стороны бизнеса, но действовать обе стороны обязаны исключительно в рамках закона.

– если проверка неизбежна, перенести рабочие документы и материальные ценности, относящиеся к конфиденциальной информации, в личные вещи работников, так как по общему правилу досмотр собственности физлиц представителями правоохранительных органов запрещен;

– оповестить основной состав сотрудников об оставлении рабочих мест и о присутствии в офисе только руководителей компании и ответственных за безопасность конфиденциальной информации лиц;

– соблюдать условие отказе в даче объяснений на вопросы проверяющих органов до приезда представителей сторонней адвокатской организации со ссылкой на страх быть уволенными или «плохую память»;

– обеспечить сохранность конфиденциальной информации при помощи «мобильных» устройств, а именно – хранить в папках, пакетах, коробках или специальных автотранспортных средствах, выделенных для этих целей и подлежащих немедленному удалению с территории компании в «экстренных» ситуациях.

Потенциальным работникам компаний, которые могут входить в подразделения, работающие с конфиденциальной информацией, надлежит еще на этапе трудоустройства подумать о своей личной безопасности и ответственности, которую взваливает на их плечи руководство фирмы.

Лжебугалтерия

Еще одним из способов, к которым прибегают бизнесмены, использующие в работе «черные деньги» в целях уменьшения риска быть привлеченными к ответу в связи с выводом финансов из «легальной массы» активов, является создание видимости передачи бухгалтерского и налогового учета на аутсорсниг. Особенно часто встречается такая «лжебухгалтерия» в компаниях, использующих большое количество вспомогательных фирм, которые выступают основным источником «черной кассы». Деньги на счета таких «спутников» попадают из крупных – действительно работающих – компаний по «придуманным» контрактам.

Право привлекать специализированные организации для оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета в фирме и не создавать свое соответствующее подразделение предоставлено статьей 6 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Так, в указанной статьеопределено, что руководитель организации может принять решение о передаче на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной компании или бухгалтеру-специалисту.

Как правило, из всех возможных вариантов аутсорсинга «хитрые» предприниматели выбирают специализированную организацию, обычно имеющую формальный статус аудиторской компании, и подписывают с ней фиктивный договор возмездного оказания услуг.

Обязательными условиями такого договора выступают:

– передача всей первичной бухгалтерской документации на хранение в «аутсорсинговую» компанию;

– представление такой компанией за своей подписью отчетности в налоговые органы;

– осуществление контроля по правильности введения показателей из первичной бухгалтерской документации, опосредующей товарооборот, в якобы единую базу данных, которая впоследствии является основой для расчета и уплаты налогов;

Совокупность приведенных условий договора дает возможность (как в случае плановой проверки налоговыми органами, так и при проведении оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками МВД РФ) ссылаться на отсутствие необходимых финансовых документов в офисе и настаивать на делегировании ответственности уполномоченным представителям такой «аудиторской» фирмы, которая, дескать, допустила ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Несмотря на наличие документальных договорных отношений, в рассматриваемой ситуации безнесмены в основном сами организуют фактическое ведение бухгалтерского и налогового учета, а, следовательно, при внезапном появлении проверяющих уничтожить или вынести весь объем бумаг невозможно. Таким образом, данная схема защиты теряет свой смысл. Более того, подобные способы организации «безопасности» известны сотрудникам МВД РФ, и методика выявления, равно как и доказывания причастности руководства компании к организации фиктивных отношений при передаче бухгалтерского учета на аутсорсинг, хорошо отработана.

Взвесить риски

В Регламенте могут быть предусмотрены различные механизмы организации безопасности – здесь все зависит лишь от величины кошелька предпринимателя и его желания вкладывать средства, обеспечивая безопасность.

Опыт показывает, что в ряде случаев те материальные затраты, которые бизнесмен готов потратить на условную защиту своей скрытой стороны хозяйственной деятельности, подчас соразмерны с суммами налогов, которые необходимо уплачивать в соответствии с требованиями законодательства. Более того, ни одно из вышеприведенных средств не дает предпринимателю юридическую гарантию ухода от ответственности. Следовательно, деньги, потраченные на сигнализацию, автомашину, адвокатов, подставных людей вряд ли смогут гарантировать ощущение безопасности. Хочется дать общий совет: прежде чем осваивать все эти ухищрения и организовывать «черную кассу», взвесьте риски и примите решение в пользу тривиальной жизненной позиции – «Заплати налоги и спи спокойно».

Дата публикации: 20 Октября 2011, 08:00
- + 0
еще по теме
Верховный суд решил, что налоговикам разрешено проводить контрольную закупку при рассмотрении дел о неприменении ККТ. 0 0
22 Октября 2015, 13:41, Марина Скудутис, журнал "Расчет"
Акты инспекций  можно оспорить в судебном порядке только после обжалования документов в вышестоящий налоговый орган. Как... 0 0
09 Сентября 2014, 12:01, Вероника Позднякова
Каковы перспективы у досудебного урегулирования фискальных противоречий? 0 0
30 Июня 2014, 13:25, Марина Скудутис
В Госдуму внесен законопроект, который ужесточает ответственность за уклонение от уплаты налогов. 0 0
09 Сентября 2014, 9:56 , Марина Скудутис
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета, возобновил продвижение идеи по введению уголовной ответственности для организац... 0 0
24 Июля 2014, 15:09 , Марина Скудутис
Принятие закона об автоматическом обмене налоговой информацией российских банков с властями США задерживается. 0 0
25 Апреля 2014, 12:54 , Александр Бикбов
© 2001—2018 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить