Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте

Мимо списка

фото: Мимо списка

Государство принимает активнные меры по выявлению средств, добытых незаконным путем. По сведениям Росфинмониторинга, объем подозрительных операций за 2010 год втрое больше ВВП страны. Ирина Голова узнала, как не попасть в черный список ведомства.

Росфинмониторинг отслеживает преступников по совершающимся финансовым операциям. Большую часть сведений о сомнительных сделках предоставляют кредитные организации. К несчастью, критерии оценки незаконных расчетов и переводов средств расплывчаты, и попасть под подозрение рискует чуть ли не каждая компания. Как этой участи избежать, рассказала Екатерина Бражник, юрист «Юридического бюро «Виртус-Лекс».

Буква закона

С каждым годом совершенствуется правовая база, которая закрепляет критерии и признаки сделок и финансовых операций, имеющих криминальный характер. В Законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) приводится перечень операций, сообщения о которых в обязательном порядке должны быть направлены в уполномоченный орган. Кроме того, существует довольно много писем Банка России и документов Росфинмониторинга, которые конкретизируют критерии подозрительных операций. Таким образом, кредитно-финансовые органы стараются своевременно реагировать на появление новых схем отмывания денег.

Не так давно в приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 были внесены поправки, которые расширили перечень нестандартных сделок с 25 до 70 пунктов. Рекомендации уполномоченного органа сформулированы с учетом специфики деятельности организаций, признаки операций относятся к расчетам по договорам страхования, лизинга, факторинга, игорного и ювелирного бизнеса. Критерии же носят общий характер, то есть применимы ко всем сделкам, которые могут вызывать подозрения.

Под любую сделку

Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 вызвал недоумение в бизнес-среде, так как под описанные в документе критерии подходит подавляющее число сделок. К признакам, которые должны насторожить сотрудников банка, к примеру, относится необоснованная поспешность в проведении операции. Согласитесь, трудно найти клиента, который бы не был заинтересован в скорости проведения своих платежей.

Или, например, вызывает недоумение такой пункт: «осуществление операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае, если возникают подозрения, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент».

О преимуществах удаленного доступа к банковским услугам известно всем. Поэтому подвергать сомнению законность операций, которые осуществляются с использованием интернет-технологий, было бы ошибочно.

Убытки, полученные на рынке ценных бумаг, тоже попали под подозрение.

Компании, которые часто меняют поставщиков, переводят деньги на анонимные счета за границей или в оффшорные зоны, привлекают внимание сначала сотрудников банка, а следом и Росфинмониторинга.

Особое внимание уделяется сделкам, которые имеют сложный, запутанный характер,  а также операциям, не имеющим очевидного экономического смысла или законной цели. Не имея достаточного количества информации, сотрудники кредитной организации приходят к выводу: такая операция совершается лишь с одной целью – скрыть все условия и детали.

Конечно, отследить абсолютно все банковские операции невозможно. Поэтому анализу подвергаются только платежи и переводы, которые превышают 600 тысяч рублей. При этом сделка, в которой фигурирует сумма в 598 рублей, тоже считается подозрительной без каких-либо на то оснований, так как предполагается, что все клиенты якобы в курсе, что  операции на сумму до 600 тысяч рублей не отслеживаются, и пытаются тем самым увести деньги из поля зрения контролирующих органов.

Клиент не прав

Подавляющий массив информации приходит из банковской сферы, в то же время для кредитных организаций установлена и самая строгая ответственность за непредставление сведений в Росфинмониторинг, вплоть до отзыва лицензии. Поэтому рассчитывать на хорошие отношения и многолетний опыт сотрудничества с одной кредитной организацией больше не приходится. Банки предпочитают поступиться интересами клиента, но сохранить право на ведение деятельности.

Чем опасно внесение компании в черный список Росфинмониторинга? Во-первых, такая информация может стать причиной проверок со стороны налоговых органов. При Управлении ФНС в разных регионах России созданы ситуационные центры, под пристальным вниманием которых находятся компании, в отношении которых поступает информация о проведении ими подозрительных сделок. Во-вторых, предусмотрена также административная ответственность. Статья 15.27 КоАП устанавливает санкцию в виде административного штрафа от 50 тысяч рублей до 500 тысяч, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. В-третьих, реакция на документы, поступившие от Росфинмониторинга в отношении сомнительных сделок, может последовать и от правоохранительных органов.

Открытая информация

Каким образом предотвратить признание сделок компании подозрительными или снизить риск штрафных санкций на этапе контрольных мероприятий? В первую очередь стоит оказать содействие банку в случае если его сотрудникам требуется информация о ваших сделках. На практике часто встречаются случаи, когда кредитная организация для установления истинного характера осуществляемой операции вынуждена запрашивать у клиента дополнительные сведения. Дело в том, что ежедневно в поле зрения специалистов попадает большое количество проплат, которые можно признать «необычными». Прежде чем предоставить информацию о них в Росфинмониторинг, делается оценка, насколько сделка законна. Кстати, немотивированный отказ в представлении запрашиваемых документов, либо задержка в их подаче может насторожить сотрудников банка, которые заподозрят компанию в сокрытии информации. Кроме того, многие кредитные организации при проведении крупных сделок автоматически запрашивают сведения о целях платежа. И если вы знаете, что операция может вызвать у банковских служащих вопросы, есть смысл дать обоснованный комментарий, который отведет от компании подозрения в мошеннических операцциях.

Если необычная операция привела к проверке фирмы, то есть одна важная деталь. В упомянутом выше приказе Росфинмониторинга от № 103 приведены основные критерии выявления сомнительных сделок, которые должны быть учтены при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ.  Стоит отметить, что рекомендации не являются обязательными, компания лишь вправе учитывать их при разработке внутрикорпоративных документов по собственной инициативе.  Вместе с тем использование в ежедневной работе советов ведомства может сыграть решающую роль при осуществлении контрольных мероприятий.

Сомнительные сделки кажутся таковыми лишь людям, которые не знают истинных мотивов их совершения. Поэтому секрет спасения компании в открытости и разъяснении мотивов и целей банковских операций.

Дата публикации: 04 Марта 2011, 11:44
- + 0
еще по теме
Какие из многочисленных сервисов ФНС, доступных в интернете, действительно стоят внимания специалиста учета? 0 0
18 Октября 2012, 9:30, Ирина Голова
Организовать обмен документами между ведомствами планировали давно. Еще с 2007 года началась разработка нормативной базы. 0 0
12 Апреля 2012, 13:00, Ирина Голова
Документы для проверки с осени можно отправить через Интернет. Как применить новую технологию на практике? 0 0
20 Сентября 2011, 8:00, Юлия Мешкова
Методологические разъяснения ФНС России теперь можно получать по электронной почте. 0 0
03 Апреля 2013, 9:45 , Ирина Духанина
Взаимодействие ФНС и ФТС России вышло на новый уровень развития. 0 0
11 Января 2013, 10:00 , Мара Маух
ФНС России подписала договор с крупнейшими налогоплательщиками о расширенном информационном взаимодействии. 0 0
25 Декабря 2012, 17:00 , Геннадий Окороков
© 2001—2017 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить